Быстрое меню
Портфолио

Дизайн и критика

Дизайн и критика

Кто может критиковать абсолютно спокойно, так это обыватель. Не понравился ему логотип, не понравился ему дизайн, он говорит «Мне не нравится» и даже объяснять ничего не надо.

Это не критика. Это реакция. Есть такое понятие как гомеостаз, когда любая система старается сохранить свое текущее состояние. Гомеостаз работает всегда одинаково — любое изменение плохое или хорошее вызывает обратную реакцию и сопротивление. Например, когда вам холодно, мозг получает сигнал о потере тепла и вы начинаете дрожать чтобы согреться.

Часто первая критика — это гомеостаз, но проходит неделя, вторая и все уже всем нравится, все привыкли. А поначалу и глаз режет, и вообще неудобно, а самый простой путь сбросить напряжение — написать в соцсетях.

PR за чужой счет

Когда работу комментирует дизайнер или маркетолог, то тяжело избавиться от мысли, что он или она делает это со скрытым мотивом. Со стороны это выглядит, как попытка показать себя в лучшем свете за счёт конкурента — «вот если бы обратились ко мне, такого бы не было, я то ухх какой профессионал».

При этом профессионалу тяжело комментировать работу, не зная всей подноготной — результатов исследования, анализа бизнеса, конкурентов, стратегии etc. — без всего этого практически невозможно дать адекватный фидбек.

Остается комментировать верхушку айсберга — в айдентике это грамотность построения шрифтовой композиции, ее плотность, качество лигатур, работа композиции в малом размере, наличие клише в символах, актуальность и качество иллюстраций, работа с цветом и т.д.

Беда в том, что часто профессионалы даже не пытаются критиковать, ограничиваясь профессиональным раздражением.

“Я конечно не профессионал в граф дизайне, но по-моему не очень”
— всегда приятно услышать взвешенную оценку от дизайнера интерфейсов

“Я что-то не догоняю, но зеленая заливка выглядит максимально странно” — именно так и нужно оценивать цветосхему профессионалу.

“Ну ребята, видно же, что дизайнером был клиент” — псевдосочувствующий комментарий, работа, да, гавно, но ребята не виноваты. А вдруг после резкого комментария не позовут работать и дружить не будут.

“Да, Федорив [Банда, подставь свое] уже не торт” — ок, а торт, скорее всего тот, кто это написал.

Беда в том, что это выглядит жалко и работает в конечном итоге против комментирующего.

“Представьте себе, какие чувства вы будете испытывать, если, заходя постричься к одному и тому же парикмахеру, вы каждый раз будете слышать от него, как неумелы все остальные парикмахеры в округе: они не очень хорошо соображают, пережигают клиентам волосы, дерут слишком высокую плату. В конце концов вы зададитесь вопросом: почему ваш мастер так старается всех принизить? И подумаете, что он явно боится проиграть в конкурентной борьбе. И тут же возникнет следующий вопрос: может быть, для его опасений есть вполне реальные основания?”

Бернард Рос. “Привычка достигать. Как применять дизайн-мышление для достижения целей, которые казались вам невозможными.”

/

Правда, в такой критике есть и один плюс, если, конечно, под прицелом не ваша работа, иногда это очень смешно )

1_BX5oEdgq7ZBbZawPBaEG0w

Крестовый поход

Бывает и так, что вам не нравится чужая работа, вы абсолютно уверены в своей правоте и готовы, что важно, аргументировано донести свою позицию. Но, перед тем, как ринуться в бой, подумайте…

Во-первых, вы ничего не докажете.

“Из всех бессмысленных споров, в которых мы можем увязнуть, хуже всех тот, в котором факты и убеждения смешиваются. Это никогда не заканчивается хорошо. Предмет спора не имеет значения: глобальное потепление или жизненный цикл единорогов. Когда вы приводите очевидные факты, чтобы противостоять убеждениям собеседника, в игру вступает феномен, который называют «эффектом обратного результата». Ваши блестяще подобранные факты не только не переубеждают «верующего», но и укрепляют его в собственном мнении. Верующий еще тверже стоит на своем, и теперь вы разобщены как никогда.”

Марк Рейтер. “Триггеры. Формируй привычки — закаляй характер.”

/

Во-вторых, вы можете сами ошибаться. Например…

Вы прочитали книгу Байрона Шарпа «Как растут бренды» и стали фанатом научного подхода к маркетингу. Теперь вы разделяете его взгляды и считаете, что позиционирование бесполезно, таргетирование неэффективно, восприятие бренда не влияет на продажи, а ребрендинг зачастую опасен, так как меняет значимые бренд-элементы (логотип, цвета, слоган, персонаж, стиль рекламы etc.), а значит уменьшает его узнаваемость.

Вас сильно раздражает, как бездарно тратятся бюджеты на ребрендинг, ведь это вредит бизнесу и вы приводите в качестве примера, кейсы Tropicana и, например, British Airways

1_emnlaF61yplMkxYD4pg2yQ@2x

Но, что на самом деле вы делаете? — Вы подаёте только ту информацию, которая подтверждает вашу точку зрения.

“Предвзятость подтверждения» своей точки зрения — принятый термин в психологии, который обозначает нашу тенденцию подтверждать информацию, соответствующую нашей точке зрения, независимо от ее истинности.”

Марк Рейтер. “Триггеры. Формируй привычки — закаляй характер.”

/

Вы забыли, что позиция Байрона Шарпа — это всего лишь его мнение и существуют другие. Например, Байрона Шарпа убедительно критикуют здесь и здесь. А вот видео, в котором подан более сбалансированный подход маркетингу.

Догм нет. В любой ситуации важен контекст и правила претендующие на универсальность зачастую не работают. За распознавание брендов в человеческом мозге отвечают те же области, что и за распознавание людей, ваши знакомые узнают вас, даже если вы поменяли прическу, похудели или набрали вес, сбрили или отрастили бороду — все таки у вас ещё остаётся ваш голос, ваше тело и другие значимые персональные бренд элементы, которые позволяют им сказать, что это все таки вы.

1_jQNFI98feqzzdJtO2h_-7Q

Что произошло, когда Розетка провела ребрендинг? Катастрофическое падение продаж, люди заходили на Розетку, видели измененный символ, изменённый цвет и уходили, ведь это была уже не та Розетка, которую они знали, но почему-то в черную пятницу после ребрендинга Розетка продавала со скоростью 1 200 000$ в час.

1_7LQ-y3PdKUMs8vVThRbX-g

Или когда сервис Мегого поменял свой логотип и обновил дизайн-систему? Люди перестали запускать их приложения, смотреть фильмы и перешли к конкурентам, а количество подписчиков Мегого… выросло.

1_1IPcDLH8i5xu6AwipsOO1A

Или когда футбольный клуб Ювентус, кардинально поменял эмблему и отказался от символа, который был с ними на протяжении 112 лет –болельщики перестали узнавать свою любимую команду на поле и стали болеть за Торино? Нет, база фанатов растёт, клуб продолжает своё движение и делает то, что никто до него не делал на рынке, начиная от кардинального изменения эмблемы до покупки лучшего игрока мира — Криштиану Роналдо.

1_bKxtsh6AT5DLreaQ6tTnKQ

Поэтому вдохните-выдохните, подумайте стоит ли оно того, ведь победителей не будет, и если понимаете, что готовы и хотите развлечься, то отправляйтесь в свой крестовый поход.

Так что же делать?

Краткий рецепт — хвалите, когда работа вам нравится, и профессионально критикуйте «за закрытыми дверьми», когда вас об этом попросили.

1_CWdwNArbNlwJBnjMovaChA

А вот развернутый :).

1. Вам нравится эта работа?
Да — Смело хвалите.
Нет — см. п 2.

2. Вы дизайнер, стратег, маркетолог etc.?
Да — см. п. 3
Нет — Возмущайтесь.

3. Автор, авторы просили вас дать фидбек?
Да — Узнавайте детали, обсуждайте, критикуйте.
Нет — см. п.4

4. Вы готовы посвятить время аргументированному разбору?
Да — см. п. 5
Нет — Подышите и займитесь делом.

5. Готовы к тому, что это могут воспринять, как PR за чужой счет?
Да — см. п.6
Нет — Подышите и займитесь делом.

6. Понимаете, что ничего не докажете и делаете это для себя?
Да — Развлекайтесь.
Нет — Подышите и займитесь делом.

Источник: Medium

Без комментариев

Sorry, the comment form is closed at this time.